Шиповка или липучка: как выбрать зимние шины

Не нравится

Смена шин – главный пункт при подготовке автомобиля к зиме. А еще – основная статья расходов, если шины еще не куплены. Но какие стоит купить? Шипованные или «липучки»? Подороже или сгодятся бюджетные? Когда переобуваться, сейчас или по первому снегу? Давайте разберемся во всех нюансах.

Какие бывают зимние шины?

Начнем с базового понимания того, какие бывают зимние шины. Вариантов два: шипованные и нешипованные.

Шипованные шины, как несложно догадаться, обеспечивают сцепление с зимней дорогой не только за счет резиновой смеси – компаунда, но и за счет шипов. Вариаций шипованных шин множество, поскольку различаться могут почти все параметры. Например, число шипов сильно разнится от модели к модели: разница в одном и том же типоразмере может быть даже двукратной! Дело в том, что помимо установленных нормативами ограничений на число шипов есть тестирование на разрушение дорожного покрытия – и если шина с повышенным числом шипов докажет, что она вредит асфальту не больше «нормативной», то ее разрешат к продаже. И в целом правило «чем больше, тем лучше» применительно к шипам вполне работает: например, в момент дебюта шина Michelin X-Ice North 4 смогла обойти конкурентов в том числе и за счет повышенного числа шипов.

Сами шипы тоже бывают разными. Их конструкция в целом едина: корпус из легкого алюминиевого сплава для снижения массы, в который вставлен твердосплавный наконечник. Материалы изготовления корпуса и наконечника могут отличаться, так же как и форма наконечника – у разных производителей свои ноу-хау. А еще может различаться тип крепления шипа: шип всегда держится в шине за счет фланца в его основании, но иногда его дополнительно вклеивают для большей надежности посадки.

По составу компаунда шипованные шины тоже отличаются от фрикционных. Они изготовлены из более жесткой резиновой смеси, поскольку им нужно удерживать в себе шипы. Дополнительно места посадки шипов могут отличаться повышенной прочностью. А вот рисунок протектора у шипованных и нешипованных шин одного производителя может быть и одинаковым.

Нешипованные шины, которые в народе прозвали «липучки», правильно называются фрикционными, поскольку обеспечивают сцепление с зимней дорогой за счет повышенного трения. Это обязывает их быть более мягкими, чем шипованные, ведь цепляться за снег и лед им приходится не шипами, а только ламелями – тонкими прорезями в протекторе.

Что выбрать, шипы или липучку?

Выбор между шипованными и нешипованными шинами – это вопрос, на который нет единого правильного ответа. Все зависит от личных предпочтений, условий эксплуатации, температур, дорожного покрытия и множества других условий. Давайте вкратце обозначим сильные и слабые стороны разных типов шин в разных условиях.

Самая сильная сторона шипованных шин – это их работа на льду при температурах примерно от 0 до -30 градусов. Металлические шипы не заменить никакими компаундами, так что на обледенелой дороге и особенно на мокром льду шипованные шины будут эффективнее. А вот в других условиях – например, на асфальте или в снегу – они работают примерно наравне с фрикционными. Утверждения, что шипованные покрышки хуже ведут себя на асфальте, не подтверждаются тестами: шипы практически не влияют на сцепные свойства с твердым покрытием. А вот что точно отличается, это уровень шума и расход топлива. На асфальте шипы шумят, а фрикционные шины – нет. И еще шипы делают шину тяжелее, что влияет на расход топлива, хотя и незначительно – обычно увеличение расхода составляет не более 0,5 литра на 100 километров.

У фрикционных шин – свои преимущества. Помимо тишины на асфальте и лучшей топливной экономичности это еще и более стабильные характеристики в экстремальные морозы ниже -30 градусов. Шипованные шины из более твердого компаунда в таких условиях дубеют сильнее, а вот «липучка» остается боле мягкой и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой.

Выбирать шины стоит с учетом перечисленных выше особенностей. Например, если вы часто ездите по льду, взбираетесь по обледенелым склонам, много ездите по междугородным трассам и не уверены в дорожном покрытии, стоит отдать предпочтение шипованным моделям. Ну а если вы ездите в основном по городу, где дороги чистят или поливают реагентами, и периодически выбираетесь на заснеженные тропы, то более логичным выбором будет «липучка».

С точки зрения стоимости выбор шин может быть продиктован вашим бюджетом. Даже недорогие зимние шины могут быть качественными – стоит ознакомиться с технологией производства, методом установки шипов, почитать отзывы о конкретных моделях. Косвенно при выборе можно ориентироваться на такой базовый показатель, как число шипов: чем их больше, тем лучше. Однако помимо числа шипов стоит изучить и метод ошиповки: точнее, число рядов, в которые выстроены шипы. Чем больше продольных рядов относительно оси протектора, тем эффективнее шипы будут цепляться за поверхность. А, например, множество шипов, выстроенных в два-четыре ряда, будут иметь меньшую эффективность, так как они при пробуксовке быстро протачивают канавку во льду и раньше теряют сцепление с поверхностью.

Когда менять шины?

Многие оттягивают замену шин до последнего, стараясь сберечь шины, особенно шипованные – а потом едут на шиномонтаж по первому снегу, рискуя попасть в ДТП. Но эта практика, конечно же, неправильная. На самом деле, правило смены шин простое: шины пора менять, если средняя дневная температура опустилась до 5-7 градусов. При такой температуре летние шины ощутимо «дубеют» и теряют сцепные свойства с холодным асфальтом, что означает необходимость их замены на зимние. А если у ваш фрикционные зимние шины, то поводов для беспокойства об их эксплуатации в переходный осенне-зимний период и вовсе нет.

Отдельно упомянем законодательные требования. Перечень неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию ТС согласно ПДД, запрещает эксплуатацию легковых автомобилей, на которых не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль). То есть,

Как проверить свои старые шины на пригодность?

Тот же Перечень в ПДД оговаривает и критерии пригодности зимних шин к эксплуатации. Если остаточная глубина рисунка протектора зимних шин составляет 4 мм и менее, использовать их запрещено – нужно покупать новые. Однако перед установкой шин помимо глубины протектора нужно осмотреть их на предмет отсутствия грыж, порезов, трещин, проколов с посторонними предметами, неравномерного износа и других дефектов. Во-первых, эксплуатация шин с дефектами тоже запрещена Правилами, а во-вторых, это попросту опасно.

Можно ли использовать шипованные и нешипованные шины на одном автомобиле?

Эксперименты с установкой шин разных типов на автомобиль недопустимы. В ПДД указано, что при использовании шипованных шин они должны быть установлены на все колеса, иначе эксплуатация автомобиля тоже будет запрещена. Так что выбирайте что-то одно – либо шипы, либо «липучку».

Знак «Шипы» – нужен или нет?

Знак «Шипы» на автомобиль клеить не нужно. Знак включили в упомянутый выше Перечень неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию, в 2017 году, однако уже с ноября 2018 года вновь отменили его как обязательный. Поэтому в 2024 году клеить его не требуется, и штрафа за его отсутствие не предусмотрено.

Не нравится

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
WhatsApp
Мы уже работаем! Звоните!