Платформы современных китайских автомобилей: что это такое, зачем они нужны и почему важны

Не нравится

Описание любого современного автомобиля обязательно будет содержать фразу вроде «построен на платформе…» или «в основе лежит платформа…». Мы настолько привыкли к этому слову, что многие даже не задумываются, что же такое вообще платформа, зачем она нужна и почему имеет такую важность. Давайте в этом разберемся – а заодно выясним, какие платформы есть у современных китайских брендов.

Что такое платформа?

Если взглянуть на понятие «платформа» максимально широко, то мы увидим, что оно так же старо, как сам автомобиль. На заре автомобилизации, когда машины были штучным и дорогим товаром, их строили «из двух частей»: автопроизводитель выпускал шасси, включавшее раму, двигатель, трансмиссию и подвески, а потом для этого шасси в кузовных ателье на заказ изготавливался эксклюзивный кузов. То есть, под разными внешне машинами были одинаковые «тележки» – собственно, это и есть базовый принцип автомобильной платформы.

Переход к массовому автомобилестроению не изменил ситуацию: еще в начале прошлого века концерн General Motors использовал одно шасси для автомобилей одного класса, но разных марок. Те машины тоже строились на раме, поэтому принцип «одна тележка под разными кузовами» был актуален вплоть до второй половины прошлого века, когда состоялся массовый переход от рамных конструкций к несущим кузовам. Автомобиль перестал состоять «из двух частей» – рамной тележки и кузова, установленного на этой раме. Несущий кузов стал силовой основой автомобиля, и уже к нему напрямую крепились подвески и силовой агрегат. Но и этот переход к новому типу конструкции не отменил концепцию «платформы» как основы для построения автомобиля.

Изменилась лишь суть платформы: она превратилась примерно в то же самое, чем является и по сей день. В очень общем смысле это днище кузова с лонжеронами, а также спроектированные для него подвески и силовые агрегаты – моторы и коробки передач. Ранние «платформы», по сути, были целыми кузовами. Вспомните, например, Alfa Romeo 164, Fiat Croma, Lancia Thema и Saab 9000 – автомобили кажутся очень разными, но вид сбоку сразу выдает единую силовую структуру кузова, в который каждый производитель добавил свои моторы, коробки передач, интерьер и внешний дизайн. Еще более знакомый нам пример – отечественные Жигули: эволюция от 2101 до 2107 прошла без серьезного изменения кузова, включая дверные проемы, структуру моторного отсека, багажника, трансмиссионного тоннеля и так далее.


Однако со временем платформа как технологическое явление эволюционировала. Сегодня платформа – это набор унифицированных технических решений: днище кузова с его силовой структурой, подвеска или несколько типов подвесок разной конструкции, один или несколько вариантов колесной базы (то есть, расстояния между передней и задней подвесками), конструкция рулевого управления, а также тип и расположение двигателя и коробки передач.

Зачем нужна платформа?

В рамках одной платформы обычно прорабатываются многочисленные варианты каждого из перечисленных выше компонентов, а также их сочетания. Можно менять колесную базу, чтобы строить автомобили разных классов – например, субкомпактного, компактного и среднеразмерного. Можно варьировать конструкции и настройки подвесок, чтобы получить машины разных типов – от седана или хэтчбека до кроссовера или минивэна. Можно выбирать настройки и конструкцию рулевого управления, чтобы создать модели с разным характером – от семейного до спортивного. Ну и, наконец, можно подбирать разные моторы и коробки передач для машин разных габаритных и ценовых сегментов – экономичные и простые или мощные и сложные. В результате на одной платформе можно строить абсолютно разные автомобили. Хотите пример? Маленький хэтчбек Volvo C30, седан Ford Focus, кабриолет Volvo C70, минивэн Mazda 5, кроссовер Ford Kuga и более крупный кроссовер Mazda CX-7 – все их объединяет платформа Ford C1.

Но вариативность построения моделей – это лишь одно из преимуществ применения платформы. Следующий важнейший тезис, который стоит озвучить – это унификация. Разные по виду и сути машины могут иметь внутри гораздо больше общего, чем кажется. Помимо собственно днища кузова и силовой основы это могут быть, например, моторы и коробки передач. Ведь двигателя на 1,4-1,6 литра с турбонаддувом вполне хватит и маленькому хэтчбеку, и семейному минивэну, и среднеразмерному кроссоверу. И как мы уже знаем отдачу турбомотора легко варьировать, адаптируя под разные сценарии эксплуатации.

Из двух описанных выше преимуществ применения платформ логически следует третье: экономия. Ведь автопроизводители во все времена стремились к оптимизации расходов: если уж тратить деньги на инжиниринг, то на глобальный и инновационный, а не вкладывать сотни миллионов в разработку каждой машины по отдельности. Если копнуть чуть глубже, то экономия становится еще более очевидной и огромной. Ведь унификация позволяет упрощать и эффективно оптимизировать производственные цепочки и сборку автомобилей, а также логистику, сервис, поставки запчастей, гарантийные обязательства… Все это в сумме дает огромную выгоду, и часть сэкономленных денег отправляется обратно – на R&D, то есть исследования и разработку.

Еще одно следствие всего описанного выше – это возможность для автопроизводителей объединять усилия для разработки, в том числе и новых платформ. Ведь покупателю в конечном итоге далеко не всегда важно, что его Renault Megane построен на той же платформе, что и стоящий рядом в пробке Nissan Qashqai. А для производителей такое совместное использование платформ означает возможность сэкономить миллионы. И, кстати, не стоит думать, что унификация и совместное применение платформ – это удел лишь массовых моделей, а премиальные марки на этом не экономят. Например, пикап Mercedes X-Class – это «родной брат» Nissan Navara, и даже Rolls-Royce не стеснялся строить свои эксклюзивные седаны на платформе BMW.

Почему она важна?

Учитывая все сказанное выше, легко понять, почему платформы сегодня крайне важны для автопроизводителей. Практически все современные платформы являются модульными – то есть, состоят из отдельных модулей – частей силовой структуры, подвесок, вариантов колесной базы, моторов, трансмиссий, которые можно комбинировать в разных сочетаниях. Таким образом, на уровне платформы закладываются технические решения для будущих автомобилей. А это значит, что платформа как фундамент автомобиля определяет его технологичность.

В конце концов, говоря о технологичности и модульности, можно сделать еще один вывод: платформы в современном мире прямо влияют в том числе на престиж автомобильных брендов. Те, кто способен разработать качественную платформу и строить на ней автомобили, которые пользуются успехом – это сильные игроки на рынке. И этот тезис кажется поверхностным только на первый взгляд: ведь за репутацией и статусом следуют и продажи. Люди любят успешных –и успешных производителей в том числе. Поэтому они охотнее отдадут свой выбор тому, кто смог доказать высокий уровень технологичности и качества.

Как платформы способствуют популярности китайских брендов?

Понимая всю важность современных платформ для автомобильной индустрии, можно сделать вывод и о том, почему китайские автопроизводители так подчеркивают собственные новые разработки. Стоит учитывать, что китайский рынок во многом уникален, и одна из ключевых особенностей – его колоссальная емкость. В Китае ежегодно продается по 20-25 миллионов новых автомобилей, причем значительную долю из них занимают китайские бренды. Это означает соответствующий уровень прибыли – а вместе с ней и соответствующие расходы на разработку и инжиниринг. Поэтому все крупные китайские автопроизводители могут позволить себе разработку самых современных модульных платформ и активно ей занимаются.

Российский рынок сейчас находится в числе приоритетных для многих китайских брендов, и мы видим это в том числе не только по числу новинок, но и по технологиям, которые в эти новинки вложены. А технологии – это в том числе не только моторы, но и платформы как общая, объединяющая все структура. В результате мы получаем весь ассортимент новейших китайских платформ, некоторые из которых разработаны самостоятельно, а некоторые – в кооперации с другими известными брендами.

Одной из ключевых платформ для Chery сейчас является T1X – эта модульная «тележка» разработана совместно с Jaguar Land Rover. Она применяется для постройки кроссоверов и лежит в основе почти всей актуальной линейки Chery, а также ее суббрендов – Omoda, Exeed, Jaecoo и Jetour. В рамках этой платформы можно строить кроссоверы с передним или полным приводом, а также разных классов и с разной колесной базой.

У Geely кроссоверных платформ две: BMA и CMA. Их важное различие в том, что CMA была разработана в тесном сотрудничестве с Volvo, а BMA – это первая платформа собственной разработки. Соответственно, первая применяется при постройке автомобилей обеих марок: CMA лежит в основе Volvo XC40, Geely Tugella и нового Atlas, а также моделей Lynk&Co. В свою очередь, BMA используется для автомобилей Geely – у нас она известна в первую очередь по компактному Geely Coolray.

Хороший пример современной модульной платформы собственной китайской разработки – это L.E.M.O.N. от компании Great Wall. У нас она применяется в кроссоверной линейке Haval и наглядно показывает понятие модульности. На разных вариациях это платформы построены совершенно разные модели, от компактного Jolion до брутальных Dargo X и H3. Они отличаются габаритами, колесной базой, подвесками, но при этом сохраняют неизменно высокую жесткость кузова, оптимизацию массы и высокий уровень активной и пассивной безопасности. Собственно, ради этого концерны и занимаются такой сложной и дорогой работой как создание модульных платформ.

Не нравится

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
WhatsApp
Мы уже работаем! Звоните!