Надежность, запчасти, ликвидность: опровергаем 5 мифов о китайских автомобилях

Не нравится

По итогам прошлого года автомобили из Китая обеспечили значительный прирост первичного рынка: около половины всех проданных машин были китайскими, а их число, по данным агентства Автостат, составило около полумиллиона штук. Но несмотря на такие колоссальные продажи, у некоторых потенциальных покупателей все равно сохраняются стереотипы и предубеждения об автомобилях из КНР. Но оправданы ли они в 2024 году, или это остатки былых страхов и мифов?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся в мифах и пройдемся по ним фактами. Неужели что-то из «страшилок» прошлого актуально до сих пор?

Китайские машины ненадежные и небезопасные

Один из самых застарелых стереотипов о китайских автомобилях – это их ненадежность и небезопасность. Ведь лет 10-15 назад все шутили над результатами краш-тестов, ржавчиной и поломками первых машин из КНР, выходивших на наш рынок. Хотите знать, что изменилось сегодня? Буквально все! И вот тому доказательства.

Надежность китайские бренды особенно серьезно подтянули в последние 5 лет. Например, еще в 2020 году компания Changan для доказательства прочности своих моторов установила рекорд Гиннесса: двигатель семейства Blue Core проработал на 5,5 тысячах оборотов почти 260 часов, за что и попал в книгу мировых рекордов. Впрочем, скептики на единичный пример от единичной компании махнут рукой – мол, это еще не говорит о глобальной надежности всех «китайцев». Что ж, справедливо – давайте обратимся к более серьезной и всеобъемлющей статистике. Например, от американского агентства J.D. Power, всемирно известного в том числе за свои статистические отчеты. В 2023 году эксперты агентства провели очередной анализ и составили рейтинг надежности марок, представленных на китайском рынке. И этот рейтинг наглядно показывает, что оригинальные китайские бренды в целом выступают абсолютно на том же уровне, что и крупные мировые. Рейтинг отражает показатель среднего числа проблем на 100 автомобилей – чем оно ниже, тем, очевидно, лучше. И при среднем для масс-маркета показателе в 187 многие китайские марки оказались даже выше этой отметки – из известных в России это Wey, Chery и Lynk&Co. Но и остальные оказались близки к среднему показателю: в списке легко найти Geely, Jetour, Haval, Changan и другие знакомые имена, автомобили которых можно купить у официального дилера – Major Auto.

 

Рейтинг от J.D Power наглядно доказывает, что Toyota, Volkswagen, Honda, Hyundai и другие автомобили известных брендов, выпускаемые на заводах в Китае, сравнимы по надежности с «исконно китайскими» моделями. Поэтому миф о том, что китайское производство уступает в качестве другим, остался в начале прошлого десятилетия.

А что с безопасностью? Не будем говорить субъективно и снова ответим фактами. Например, в 2023 году из 17 автомобилей, протестированных европейской организацией по безопасности Euro NCAP, 9 были китайскими. Краш-тесты прошли модели от BYD, Xpeng и Nio – и абсолютно все они получили высшие 5 звезд за безопасность. В 2024 году на краш-тесты попали еще три машины: Zeekr 001 и Zeekr X, а также Nio EL6 – и все три тоже прошли испытания с высшей оценкой. А, например, автомобили марки MG, которая сейчас принадлежит китайцам, продаются в Англии уже больше пяти лет, и еще в 2019 году их модели тоже прошли краш-тесты Euro NCAP на 5 звезд.

Но что нам Nio и BYD, снова скажут скептики. Если Zeekr и MG еще можно встретить на наших дорогах, то по другим брендам купить автомобиль из Китая у официального дилера с заводской гарантией пока нельзя, и их можно увидеть разве что на фото. Что ж, тогда можно взглянуть на рейтинг C-NCAP, который проводит краш-тесты практически по той же методике. В числе машин, набравших 5 звезд за безопасность, можно увидеть Geely Monjaro, Coolray, Tugella и Atlas Pro, Exeed VX, LX и TLX, Chery Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 Pro Max, Haval F7, GAC GS5 и GS8, а также авто от Changan, JAC, FAW, Dongfeng и других известных у нас брендов. То есть, подобно всем современным авто китайские модели машин, выходящие на российский рынок, протестированы как минимум по программе C-NCAP, а некоторые имеют и европейские протоколы испытаний безопасности. Так что и времена «смешных» краш-тестов китайских автомобилей тоже остались позади.

На китайские машины не найдешь запчастей

На «китайцев» не сыскать запчастей – еще один популярный миф. Раньше, когда китайские бренды только выходили на наш рынок, поставки практически запчастей действительно производились из Китая, и многие детали приходилось подолгу ждать, даже если их предлагал официальный автодилер. Однако сейчас, когда многие марки сделали ставку на российский рынок как один из ключевых, каждая из них наладила регулярные поставки компонентов, и детали можно найти на все марки и модели. Более того, некоторые бренды имеют собственные крупные склады запчастей непосредственно в России. Например, у Chery таких региональных складов даже два – в Москве и Красноярске, для оптимизации логистики и сокращения сроков поставок. Haval, у которого в России есть собственный завод по производству автомобилей и двигателей, в комментариях не нуждается, но и у него есть отдельный склад в Подмосковье. Из брендов, которые пришли к нам совсем недавно, можно отметить Oting: новая марка тоже открыла склад в Подмосковье.

В общем, запчасти на китайские автомобили искать не придется – а многие не придется даже ждать, поскольку популярные позиции и расходники постоянно имеются в наличии, и их может предложить любой официальный дилер или автосалон. Поэтому очередной миф можно считать разрушенным.

У китайских автомобилей неоднозначный азиатский дизайн

Что за дизайн у китайских машин, – твердят скептики – азиатский китч, никакой настоящей школы! А вы знаете имена тех, кто создает современные китайские модели? Давайте наугад пробежимся по самым популярным у нас брендам. Вот, например, Geely. Базу современного дизайна автомобилей этой компании закладывал Питер Хорбери, который работал в Volvo на момент слияния шведской компании с концерном Geely. А Питер Хорбери – это человек, начинавший карьеру в Volvo в 90-х, потом руководивший дизайном одновременно в Ford, Jaguar, Aston Martin, Land Rover и Volvo, а затем снова вернувшийся в Volvo, чтобы создать тот стиль автомобилей Volvo, Geely, Lotus и Lynk&Co, который мы знаем до сих пор. А теперь за дизайн Geely отвечает Штефан Зилафф, до того работавший в Audi, Mercedes-Benz и Volkswagen, причем в последнем концерне он оформлял модельный ряд Bentley. И помогает ему Уэйн Берджес, отработавший более 20 лет в Jaguar.

Ну, то Geely – ей же принадлежит Volvo, снова скажут скептики. А другие примеры есть? Ну, вот вам Джайлз Тейлор – дизайнер FAW и Hongqi, ранее работавший не где-нибудь, а в Rolls-Royce. Вот Кевин Райс, дизайнер Chery, построивший карьеру в BMW и продолживший ее в Mazda, создав облик RX-8 и MX-5. А до него в Chery отметился Хакан Саракоглу – экс-дизайнер Porsche. Вот Фил Симмонс – шеф-дизайнер Haval, создавший стиль знакомых вам Land Rover и Range Rover. Вот Клаус Зисиора – человек, в 2020 году занявший место Йозефа Кабана на посту шеф-дизайнера Volkswagen, а теперь работающий в Changan. Список можно продолжать долго, но суть уже полностью понятна: любая новая китайская машина от крупной марки – дело рук именитых мастеров с большим опытом. Понятие «безвкусица» им незнакомо, и то что мы видим в том числе на наших дорогах – это кропотливо созданный новый язык дизайна для каждого из брендов.

Китайские автомобили не приспособлены к нашему климату

Российский климат – любимая отговорка строителей местных дорог и суровая испытательная лаборатория для автомобилей. Перепады от лютых морозов до палящей жары быстро выявляют слабые места техники. И некоторые люди почему-то считают, что китайские бренды подготовить свои машины к таким условиям не могут – у них ведь такого нет. На самом деле, есть, и предостаточно. Почитайте о климате Внутренней Монголии, например – там есть города, где зимой температура стабильно держится на отметках в минус 30-40 градусов. Тестируют ли китайцы свои автомобили в этих регионах? Странный вопрос, ведь они продают там свои машины! То есть, все автомобили, продающиеся в Китае, приспособлены для эксплуатации в самых разных климатических зонах.

Еще одно простое доказательство приспособленности китайских машин к нашему климату – это так называемые «теплые опции». Еще лет 5-7 назад подогрев сидений был нормой, подогрев лобового стекла – барством, а подогрев руля – роскошью. Сегодня же линейка китайских автомобилей практически любого бренда, продающихся в России, имеет все перечисленное в списке стандартного оснащения. Более того, обогревами оснащают не только передние кресла, зеркала, лобовое стекло и руль, но и задние сиденья, и форсунки омывателя лобового стекла, и зону покоя дворников. Ну и кто после такого сможет сказать, что «китаец» не подготовлен к русской зиме?

Китайскую машину трудно продать

Ну и последний из популярных мифов: купить новый китайский автомобиль легко, а вот продать его потом на вторичном рынке трудно, и еще он сильно теряет в цене. Что ж, долгое время в этом действительно была доля правды: китайские автомобили продавались на вторичном рынке дольше популярных моделей корейских, японских и европейских брендов, из-за чего многие продавцы готовы были снизить цены. Однако теперь рынок изменился, и китайские машины, как и все остальные, научились даже становиться дороже.

Да, вы не ослышались. В 2023 году Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) опубликовало отчет, показавший, что популярные китайские модели практически не теряют в цене спустя год, а спустя три года продаются со вполне среднестатистической уценкой.

А вот в 2024 году агентство «Автостат» опубликовало свой рейтинг остаточной стоимости автомобилей, и он выявил еще более интересные результаты: трехлетние китайские бестселлеры сегодня продаются ощутимо дороже, чем они стоили новыми! Например, Geely Coolray и Chery Tiggo 4 за три года эксплуатации подорожали почти в полтора раза, Haval F7 – почти на 30%, а Geely Atlas и Haval F7x – на четверть.

Несложно догадаться, что это произошло из-за роста цен на новые автомобили – вслед за ними подорожали и подержанные. Но для нас показательно как раз то, что китайские модели оказались абсолютно в том же тренде, что и другие. И продать сегодня дороже, чем купил три года назад, можно не только Kia Rio или Toyota Camry, но и Geely Coolray. А это говорит только о том, что автомобили китайских брендов полноправно вошли во вторичный рынок, и ценообразование на них подчиняется общим законам этого рынка.

Не нравится

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
WhatsApp
Работаем до 22:00! Звоните!