Доллар по 100 и коронавирус: как отреагирует автомобильный рынок?
Никогда такого не было, и вот опять! Сильные мира сего не смогли договориться по вопросу ограничения добычи нефти и, как следствие – отправили рубль в очередное свободное падение. Начиная с 9 марта, курс рубля неумолимо стремится к новым антирекордам и волнения вокруг пресловутого коронавируса также не способствуют укреплению национальной валюты… Такая ситуация не может не отразиться на автолюбителях и в этой статье мы поразмышляем о том, как авторынок отреагирует на обвал рубля.
Автопроизводители, работающие в России, устанавливают цены на машины и запчасти, исходя из финансовых прогнозов на текущий год. Прогнозы на 2020 год были весьма оптимистичны, и резкий обвал рубля если не шокировал, то серьезно озадачил, в первую очередь, иностранные автоконцерны.
Цены на иномарки устанавливаются в долларах и евро, а в дилерских центрах машины продаются за рубли. Соответственно, если стоимость условного Nissan Qashqai составляет 20 000$, то при старом курсе он продавался за 1 300 000 рублей. Но за последние две недели наша валюта рухнула с 65 до 80+ рублей за доллар и теперь цена на этот Ниссан по идее должна подняться на 260 тысяч, чтобы автопроизводитель не потерял прибыль. Логично? Вроде бы, да, но не все так просто…
Финансовый рынок это живой организм, а подобные кризисы сродни простудным заболеваниям. Одни могут проходить быстро и без осложнений, а иные могут повлечь за собой неприятные последствия. Какие будут последствия у текущего «заболевания» – неизвестно. Именно поэтому автопроизводители не будут суетиться и принимать поспешных решений о резком повышении цен. Скорее всего, они примут выжидательную позицию на ближайшие несколько месяцев и будут искать альтернативные пути решения проблемы.
В поддержку вышеозначенного предположения говорит и тот факт, что машинокомплекты и автозапчасти, находящиеся на пути в Россию, уже оплачены и поставки могут занять не один месяц. Кроме того, имеется определенный запас машин на складах.
Безусловно, повышение цен на новые авто будет, но не молниеносное, а многоступенчатое. В первую очередь, подорожают импортные, во вторую – высоколокализованные модели, производство которых осуществляется на территории России. Что касается отечественных моделей авто, то их стоимость вырастет, скорее всего, минимально.
Рост цен на иномарки в ближайшие месяцы может составить 5-7%, а по самым пессимистичным прогнозам – до 15%. Так что, если вы решили приобрести новую машину, то сделайте это в самое ближайшее время.
Чем поможет государство?
Если рост цен на новые автомобили будет существенным, то государство должно прийти на помощь автопроизводителям, чтобы совместно разработать меры по стимулированию населения к покупке новых машин. Самым очевидным вариантом здесь видится увеличение финансирования действующих госпрограмм «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Также возможно произойдет увеличение максимальной стоимости машины для получения субсидируемой кредитной скидки. Если сейчас ценовой «потолок» в рамках данных программ установлен на отметке в 1 миллион рублей, то целесообразным станет его повышение до полутора миллионов или больше.
Дилерские сети находятся на авансцене сложившейся кризисной ситуации и поэтому очень важно, чтобы правительственные органы вступили с дилерами в открытый диалог. Итогом этого диалога могут стать государственные гарантии по новым кредитам, которые значительно снизят нагрузку на оборотный капитал дилерских сетей и остановят проседание рынка новых автомобилей.
Как ситуация с падением рубля повлияет на вторичный рынок автомобилей?
Ситуацию на вторичном рынке спрогнозировать немного сложнее. Однако, если включить банальную логику, то можно предположить, что события будут развиваться по следующему сценарию:
- увеличится спрос на 2-3-летние автомобили с небольшим пробегом, так как именно они являются наиболее приемлемой альтернативой новым машинам;
- в ближайший месяц подобные машины можно будет приобрести по старым ценам, однако потом высокий спрос приведет к повышению цен на самые ходовые модели;
- активизируются «перекупы», пытаясь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, сайты объявлений превратятся в настоящие «минные поля» – риск нарваться на обман существенно вырастет.
Стабилизация цен на авто с пробегом будет напрямую будет зависеть от ситуации на рынке новых автомобилей. Скорее всего, когда курс рубля надолго «застынет» на более-менее адекватной отметке, то и чехарда с ценами прекратится.
Как пандемия коронавируса отразится на состоянии авторынка?
В конце прошлого года мир узнал о китайском городе Ухань, который стал очагом нового заболевания, вызываемого коронавирусом. Между тем, в этом городе находятся заводы многих автопроизводителей, включая Nissan, PSA, Honda, General Motors, Geely и Renault. Кроме того, в Ухане базируются крупные поставщики комплектующих для авто.
Сейчас практически все крупные автоконцерны, имеющие заводы на территории Китая, отзывают своих сотрудников и останавливают производства. При этом, из-за специфических особенностей местной логистики, на складах не запасаются комплектующие. Соответственно, даже когда заводы возобновят свою работу, то придется снова налаживать поставки. Логистического коллапса избежать не удастся. По мнению авторитетных экспертов, больше всего от вспышки коронавируса пострадают заводы Nissan и PSA, Honda.
Так как наша страна экономически тесно связана с Поднебесной, то кризис китайского авторынка, не в последнюю очередь, отразится на российских потребителях. Существенные задержки в поставках из Китая приведут к дефициту автомобильных комплектующих. При этом спрос на китайские автомобили и запчасти, естественно, останется на прежнем высоком уровне. И не нужно быть экономистом, чтобы уяснить один простой факт: высокий спрос при ограниченном предложении неизбежно приводит к повышению цен. Прежде всего, цены поднимутся на такие популярные в России марки китайских авто, как Чери, Грейт Вол и Лифан. Повышение цен на китайские автомобили, скорее всего, затронет и вторичный рынок, в чем не последнюю роль сыграют пресловутые перекупщики.
Вместо заключения
К сожалению, вероятность того, что падение рубля пройдет для авторынка безболезненно, стремится к нулю. По прогнозам авторитетных экспертов, в 2020 году в нашей стране может быть продано всего 1,4 миллиона новых автомобилей, что на 300 тысяч меньше, чем в прошлом году. Это станет серьезным ударом для автопроизводителей, которым так или иначе придется восполнять убытки. Как они это будут делать – покажет время. Как в этом случае вести себя автолюбителям? Есть три возможных варианта:
- Привыкнуть к новым ценам на новые и подержанные автомобили и рассчитывать бюджет на покупку уже исходя из них. Подобная ситуация с обвалом рубля уже была в 2014 году, так что своеобразный опыт “привыкания” к повышению цен у нашего народа имеется.
- Подождать несколько месяцев в надежде, что ситуация стабилизируется и рынок вернется к докризисному состоянию вместе с ценами на автомобили.
- Отказаться от покупки новой машины и обратить пристальное внимание на б/у автомобили. Сейчас на вторичном рынке есть отличные предложения машин с небольшим пробегом, которые по своим характеристикам не уступают новым авто, а стоят значительно дешевле.
В любом случае, будем надеяться на лучшее и пристально следить за ситуацией.
Подписывайтесь, будем держать вас в курсе!
Понравилась статья?
Расскажите своим друзьям!Последние статьи
Бренд Knewstar от Geely: зачем он был создан, где производится, и какая модель лежит в основе кроссовера Knewstar 001?
18 ноября 2024
Шиповка или липучка: как выбрать зимние шины
15 ноября 2024
Немного «гелендваген», немного Rolls-Royce: тест-драйв Tank 700
13 ноября 2024
Автомобили по параллельному импорту: отличия, особенности, оформление, гарантия
11 ноября 2024
Как выгодно купить автомобиль в кредит, несмотря на рост ставок?
2 ноября 2024
Полезная рассылка
Подпишитесь на рассылку и получйте свежие материалы из нашего журнала