Моторы современных китайских автомобилей: кто и как их разрабатывает, чем они отличаются и чем похожи

Не нравится

В прошлый раз мы рассказали вам , почему двигатели современных китайских автомобилей современные и технологичные. Миф о том, что китайцы не умеют делать моторы, давно можно считать развеянным – за 25-30 лет автопром КНР сделал огромный шаг вперед. Давайте взглянем на конкретные примеры того, как китайские компании разрабатывают моторы, чем они отличаются и чем похожи.

Chery

Хороший пример того, как китайский бренд проделал долгий путь технологического развития, это Chery . Название Acteco сегодня хорошо знакомо не только знатокам китайского автопрома, но и вообще всем, кто интересуется автомобилями. Ведь Acteco – это не просто линейка моторов, а целый бренд, созданный Chery для наименования своих моторов. И этому бренду сейчас уже 25 лет: двигатели с маркировкой Acteco знакомы нам еще с ранних моделей Chery из начала двухтысячных, потому что первый двигатель Chery собственной разработки появился в 1999 году.

Однако неизменность имени не означает, что и моторы тоже не меняются. Изначально Chery проектировала двигатели совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL и сохраняет это сотрудничество по сей день. Техническая поддержка австрийцев позволила взять хороший старт, и к концу «нулевых» появилось уже второе поколение моторов Acteco. Еще через десяток лет мир увидел третье поколение, где китайцы еще ярче продемонстрировали свои навыки проектирования и перешли к широкому применению турбонаддува с жидкостным промежуточным охлаждением воздуха, непосредственного впрыска, алюминиевых блоков и ГБЦ и других технологичных решений. Сейчас на конвейере уже четвертое поколение агрегатов Acteco, а недавно появилось и пятое. Каждый новый шаг – это шаг вперед в том числе и в технологиях. Например, в современных двигателях Chery применяет цикл Миллера, позволяющий сочетать высокую степень сжатия, топливную экономичность и актуальные экологические нормы. Двухступенчатые масляные насосы, антифрикционные покрытия цилиндропоршневой группы, оптимизация систем непосредственного впрыска и турбонаддува, повышение термического КПД – это только часть списка технических решений, которые делают нынешние моторы Chery современными и высокотехнологичными.

Двигатели актуальной линейки Chery также используются в составе гибридных силовых установок – для них разработана особая гибридная трансмиссия, позволяющая передавать на колеса мощность и от бензинового двигателя, и от электромоторов. И еще стоит отметить, что Chery использует в автомобилях российской модельной линейки не только 1,5-литровые моторы, но и агрегаты на 1,6 и 2 литра. Это заслуживает внимания, потому что, как мы знаем, в Китае автомобили моторами объемом до 1,5 литров имеют льготы в налогообложении, и из-за этого 1,5 литра стали «золотым стандартом» для китайского двигателестроения. Но Chery адаптирует автомобили для нашего рынка, поэтому в них применяются и моторы привычного нам рабочего объема в 1,6 и 2 литра. Помимо самой Chery двухлитровые двигатели можно встретить в моделях других марок, входящих в концерн Chery – например, Exeed  и Jetour.

Geely

Еще один наглядный пример впечатляющего прогресса – это Geely. Четверть века назад их моторы считались «копией тойотовских», и в этом даже была доля правды. Двигатели на 1,3 и 1,5 литра с чугунными блоками, установленные под капот таких моделей как Geely MK, были простыми, а в чем-то даже примитивными, но довольно надежными и ремонтопригодными. Однако это было только начало долгого пути. Инженеры нарабатывали опыт, и это доказывалось появлением таких моделей как Geely Emgrand с его 1,8-литровым мотором и 4 звездами в краш-тестах Euro NCAP. Происхождение его двигателей 4G15 и 4G18 приписывают то Mitsubishi, то Toyota, но для самой Geely это была очередная веха в инженерных разработках.

Ну а ключевым этапом для современной истории Geely стало присоединение компании Volvo. Шведские инженеры располагали огромным опытом в том числе и в двигателестроении, и при поддержке китайской стороны они смогли реализовать весь свой потенциал. Современные моторы, применяемые в автомобилях Geely, уже никто не назовет «копиями», ведь это агрегаты, официально созданные совместными инженерными командами из Китая и Швеции. Актуальная моторная линейка, по сути, общая для автомобилей Geely и Volvo – отличаются только маркировки. Например, 1,5-литровый двигатель под капотом Geely Coolray имеет индекс JLH-3G15TD, а на Volvo XC40 аналогичный агрегат именуется B3154T. Однако это моторы одного семейства, одной архитектуры и фактически одной конструкции. Стоит ли говорить, что это современный механизм, созданный с применением новейших технических решений? Регулировка фаз газораспределения на впуске и на выпуске, полностью алюминиевая конструкция, система наддува от BorgWarner, непосредственный впрыск с форсунками высокого давления, двухступенчатый маслонасос, двухмассовый маховик – вот только некоторые из них.

Современный технический арсенал позволяет Geely адаптировать автомобили под рынки и запросы покупателей. Например, в новом Geely Coolray компания перешла от трехцилиндрового мотора к четырехцилиндровому, хотя многие покупатели этого даже не заметили, ведь рабочий объем и мощность остались практически идентичными. Однако для Geely это был в том числе ответ на мнения российской покупательской аудитории, которая привыкла к четырехцилиндровым моторам. И конечно же, в активе у компании есть двигатели не только на 1,5, но и на 2 литра для старших и мощных моделей. Например, кроссовер Geely Tugella с двигателем на 2 литра и 238 лошадиных сил давно стал одним из самых динамичных автомобилей на нашем рынке: он разгоняется до 100 км/ч всего за 6,9 секунды.

Great Wall и Haval

Если уж мы коснулись двух самых популярных марок на нашем рынке, то стоит рассказать и о третьей – это Haval. Правильнее было бы сказать Great Wall, ведь Haval – это суббренд компании, которая в свое время была самой популярной из китайских в нашей стране. В начале двухтысячных именно рамные внедорожники Great Wall Hover H3 и H5 сформировали имидж Great Wall как китайского бренда, которому можно доверять. Под капотами этих машин были двигатели семейства 4G – 4G63, 4G64 и 4G69, в которых знатоки легко угадают маркировки Mitsubishi. А моторам на 1,3 и 1,5 литра, которые устанавливались на компактные модели компании, приписывают родство с агрегатами Toyota.

Разумеется, на этом китайские инженеры не остановились. Высокий спрос и хорошие продажи позволили выделять бюджеты на исследования и разработку, и результаты этих разработок мы видим уже сегодня. Двигатели объемом 1,5 литра серии GW4B15 и старшие двухлитровые моторы серии GW4C20 и GW4N20 – это то, что устанавливается на все бестселлеры Great Wall и Haval. Все эти агрегаты также отличаются современной конструкцией с алюминиевым блоком цилиндров, непосредственным впрыском, низкоинерционным турбокомпрессором и так далее.

Однако Haval в России пошел дальше, чем другие китайские бренды. В марте 2024 года компания запустила у нас производство двигателей – на той же заводе под Тулой, где уже собираются автомобили. На конвейер встали два ключевых мотора: на 1,5 и 2 литра, которые закрывают большую часть моторной гаммы в российской линейке автомобилей Haval. Причем у нас запустили производство полного цикла – а это, надо отметить, трудоемкая операция, включающая отливку и тонкую механическую обработку деталей, а также сборку. Мощность завода – более 100 тысяч двигателей в год. Учитывая, что Haval в 2023 году реализовал в России почти 112 тысяч машин, запуск производства двигателей можно считать логичным решением.

А что у остальных?

Haval, Geely и Chery – это крупнейшие игроки из Китая на российском автомобильном рынке. Но это не означает, что разработку двигателей могут позволить себе только они. Стоит помнить, что объем китайского рынка на порядок выше российского – там ежегодно продается более 15 миллионов автомобилей. Поэтому Changan , GAC, FAW , JAC , Dongfeng   и другие известные у нас бренды продают на домашнем рынке достаточно автомобилей, чтобы вкладываться в инженерию. И современными двигателями собственной разработки сегодня может похвастать любой крупный китайский автопроизводитель. Так что они похожи лишь на первый взгляд – за «стандартным» объемом в 1,5 литра скрывается гораздо больше индивидуальных технологий, чем может показаться.

Не нравится

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
WhatsApp
Позвонить