92, 95 или 98 – какой бензин лить в бак, и стоит ли переплачивать
0 нравится
Казалось бы, ответ на вопрос, какой бензин лить в бак, очевиден – тот, который рекомендует производитель автомобиля. Но на самом деле бывают случаи, при которых возникает мысль залить в топливный бак бензин с другим октановым числом. Стоит ли так делать и в каких ситуациях это допустимо?
Что такое октановое число?
Сегодня на АЗС продаются бензины марок АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100. И число в маркировке бензина – это как раз и есть его октановое число. Оно определяется в лаборатории по исследовательскому методу на специальной одноцилиндровой установке (есть также и моторный метод, но сейчас он не применяется для торговых марок бензинов). Каждый тип бензина соответствует аналогу топливной смеси изооктана и н-гептана.
Чем больше число в индексе – тем выше стойкость бензина к детонации, то есть, самопроизвольному взрывному воспламенению. А детонация разрушительно влияет на мотор: если топливовоздушная смесь самопроизвольно “взрывается” в цилиндре до момента, когда ее поджигает свеча, то поршень в это время еще может двигаться вверх. Это нарушает алгоритм работы двигателя и вызывает перегрузки, способные повредить мотор.
Кстати, несмотря на общераспространенное заблуждение, высокооктановое топливо горит медленнее, чем низкооктановое, воспламенение которого больше похоже на взрыв.
Все, что касается бензина в России, регулируется ГОСТ 32513 – 2013. В частности, он запрещает использовать металлосодержащие присадки для увеличения октанового числа. Также в нем говорится, что в розничной продаже может быть только топливо экологических классов К4 и К5 (приблизительный аналог Евро-4 и Евро-5), а вся информация на АЗС должна находиться в доступном для розничного покупателя месте.
Степень сжатия – важный параметр мотора
Собственно то, какой бензин надо использовать в конкретном автомобиле, зависит прежде всего от степени сжатия мотора – то есть, отношению объема цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке и объема камеры сгорания цилиндра, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Можно условно разделить моторы на несколько групп по этому параметру. Степень сжатия до 10 считается низкой, и такому двигателю вполне подойдет бензин АИ-92. Когда этот параметр выше – от 10 до 12, нужен 95-й. Ну а при степени сжатия выше 12 ничего ниже АИ-98 использовать не стоит. Однако в такой формулировке это справедливо только для атмосферных моторов.
Если двигатель оснащен наддувом, то для его нормальной работы рекомендуется бензин с октановым числом 95 и выше. Все дело в том, что наддувных моторах, несмотря на низкую геометрическую степень сжатия (например, 9-9,5), топливовоздушная смесь в камере сгорания оказывается под более высоким давлением, чем в атмосферном. Ведь цилиндр наполняется не просто за счет вакуума, вызываемого движением поршня вниз, а под избыточным давлением из-за работы турбины. И бензин с низким октановым числом в таких условиях будет сгорать с детонацией.
Кстати, не стоит думать, что ОЧ (октановое число) в некоторой степени сродни процентам. Нет, бензин АИ-100, который можно увидеть на заправках – не самое высокооктановое топливо: спортивные бензины имеют ОЧ выше 100, а у газового топлива (метан, пропан-бутан) оно составляет 105-107. Но в обычных автомобилях бензин с ОЧ выше 100 избыточен.
Минимально допустимое октановое число
Многие автовладельцы воспринимают число на заправочной горловине как лучший бензин, рекомендованный для автомобиля. Но на лючке заливной горловины топливного бака автомобиля обычно указано, какое минимальное октановое число бензина подходит для мотора. То есть, полагаться на эту надпись не стоит.
Если на лючке бензобака указана минимальная марка бензина – например, АИ-92, то на самом деле это не значит, что именно такой сорт топлива следует применять регулярно. По сути, эта пометка говорит лишь о том, что при отсутствии АИ-95, рекомендованного для модели, допустимо залить 92-й, который не приведет к появлению детонации и поломке мотора.
Да, ЭБУ (электронный блок управления двигателем) по параметрам работающего мотора скорректирует угол опережения зажигания, и детонация при его работе не проявится. Однако такой режим будет не оптимальным: ЭБУ учитывает, что с повышением нагрузки вырастет и риск детонации, и ограничивает возможности мотора.Из-за этого на низкооктановом бензине разгоняться автомобиль может хуже, а расход топлива вырастет. При этом есть простая зависимость: чем выше необходимое октановое число для мотора, тем хуже он переносит использование низкооктанового топлива. Поэтому заливать минимально разрешенный АИ-95 вместо рекомендованного 98-го на регулярной основе не стоит, даже если производитель автомобиля это допускает.
Октан-корректор
Для повышения октанового числа существуют специальные составы – так называемые “октан-корректоры”. Это специальная присадка, которую можно залить в бак при вынужденном использовании низкооктанового бензина. Но не стоит воспринимать ее как регулярный “допинг”: она призвана улучшить параметры низкосортного бензина при необходимости. То есть ее можно применить только если вы уже заправили по ошибке не тот бензин, или другого на АЗС нет, а ехать дальше надо.
Высокооктановый бензин вместо низкооктанового
Итак, заливать низкооктановый бензин вместо рекомендованного, нежелательно, а то и опасно для двигателя: в лучшем случае это ухудшит его характеристики и увеличит расход, а в худшем - вызовет детонацию, разрушающую мотор. Но можно ли наоборот, заливать высокооктановый бензин вместо низкооктанового?
Ответ на этот вопрос тоже зависит от конкретного мотора и условий эксплуатации. Если речь идет о старом автомобиле с атмосферным мотором с низкой степенью сжатия, то 98-й бензин может быть для него даже вреден: как мы помним, он дольше горит и может вызывать перегрев выпускных клапанов. Рассказы о том, как у кого-то “прогорели клапаны”, могут оказаться правдой. Современные атмосферные моторы уже не страдают от высокооктанового топлива, но и большой пользы от применения АИ-98 не будет: если для мотора рекомендован 92-й бензин, то он будет работать нам нем “в полную силу”, без ограничений из-за риска детонации. А гаражные байки о том, что высокооктановый бензин увеличивает мощность – это неправда: удельная энергия сгорания у бензинов разных марок почти не отличается. Так что лить в бак можно и более дорогой бензин, но смысла в этом нет. Небольшое теоретическое улучшение параметров в плане работы мотора и топливной экономичности перекроются более высокой ценой самого бензина.
Если же говорить о свежих автомобилях с турбомоторами, то применение бензина с октановым числом выше рекомендованного может иметь смысл. Современные двигатели зачастую работают в предельных условиях: высокие рабочие температуры, городские пробки, забитые радиаторы и другие факторы делают жизнь мотора сложнее. Так что АИ-98 вместо рекомендованного АИ-95 может “компенсировать” суммарное влияние на работу двигателя сразу множества негативных факторов. Ну а если вы регулярно крутите мотор в отсечку и любите ездить активно, то переплата за АИ-98 или АИ-100 будет еще более оправдана.
Что заливать в итоге?
Как мы говорили в самом начале, заливать в топливный бак следует тот бензин, который рекомендован производителем автомобиля. И это не всегда тот, что написан на лючке бензобака с пометкой “Min.”: проверьте, какое топливо указано как рекомендованное в инструкции по эксплуатации.
Лить в бак бензин с меньшим октановым числом опасно для мотора из-за риска детонации – и для турбомоторов этот риск еще выше, чем для атмосферных. А вот использовать более высокооктановое топливо, чем рекомендовано, можно. Но если в автомобилях с наддувными моторами это будет даже полезным, то простой атмосферник с невысокой степенью сжатия никак не отзовется на АИ-98 вместо рекомендованного АИ-92. Так что к повышению октанового числа в любом случае нужно подходить трезво, не «прыгая» сразу через одну марку.
0 нравится
Понравилась статья?
Расскажите своим друзьям!Последние статьи
Возвращение корейской марки: новинки KGM для российского рынка
18 апреля 2025
Субсидированные кредитные ставки: что это такое и как приобрести автомобиль в кредит от 0,01% годовых
17 апреля 2025
92, 95 или 98 – какой бензин лить в бак, и стоит ли переплачивать
15 апреля 2025
Льготный кредит на автомобиль: все что нужно знать о госпрограмме на покупку авто в 2025 году
15 апреля 2025
Самые популярные: какие автомобили лидировали по продажам в 2024 году, и какие станут бестселлерами в 2025?
15 апреля 2025

Полезная рассылка
Подпишитесь на рассылку и получйте свежие материалы из нашего журнала
