Geely: от холодильников и мопедов до глобального автоконцерна менее чем за 40 лет
4 нравится
История многих крупных автомобильных брендов начинается не с автомобилей. Skoda, например, производила велосипеды, Peugeot выпускала кофемолки, Toyota – швейные машинки… Так же началась и история китайской компании Geely: в первые годы она выпускала запчасти для холодильников. Но если Skoda и Peugeot восходят корнями еще к 19 веку, то Geely удалось проделать путь от холодильников до автопроизводителя мирового уровня менее чем за 40 лет. Как такое стало возможным?
Как это часто бывает, успех компании это в первую очередь успех одного человека – ее основателя. Ли Шуфу, или, как он зовет себя на европейский манер, Эрик Ли – предприниматель, основавший Geely в 1986 году. О машинах тогда не шло и речи: компания выпускала холодильное оборудование и запчасти к нему. Впрочем, уже в первые годы проявилось одно из главных качеств Ли Шуфу: умение видеть рынок и находить перспективные ниши. Ведь спустя всего 8 лет, в 1994 году, Geely расширила свой портфель и вышла на рынок мототехники, начав выпуск мотоциклов и скутеров. А еще через 3 года, в 1997-м, дело дошло и до автомобилей! Именно тогда, вместе с приобретением автозавода, появилось и название Geely Auto – то самое, что компания пронесла до наших дней.
Чтобы еще яснее оценить скорость развития Geely, зафиксируйте в уме простой факт: первый автомобиль марка выпустила в 1998 году – то есть, меньше 30 лет назад! К тому моменту уже родилось и распалось множество автомобильных союзов, технический прогресс удивлял изящными инженерными решениями, дизайнеры шокировали публику смелыми концептами, а у Geely еще даже не было лицензии автопроизводителя! Первой машиной от новорожденного китайского бренда стал хэтчбек Haoqing, он же HQ – копия японского хэтчбека Daihatsu Charade с наивно оформленной “под Mercedes” передней частью.
Лицензия автопроизводителя появилась у Geely спустя еще 3 года – в 2001-м. Это была именно государственная лицензия на разработку и производство собственных автомобилей, причем Geely и тут оказалась первопроходцем – первой частной компанией, получившей от китайского правительства такую лицензию. Это дало следующий мощный толчок для роста, и уже в 2002 году компания вошла в топ-10 крупнейших китайских автопроизводителей. А к 2003 году ей понадобилось создать холдинг Zhejiang Geely Holding Group, чтобы объединить все свои автомобильные производства “под одной крышей”.
В середине двухтысячных Ли Шуфу сделал еще один важный вывод: зачем копировать, если можно выкупать и инвестировать? Ведь многие известные и успешные компании в какой-то момент оказываются в поиске денег и партнеров. Понимание этого и стало новым вектором развития Geely не только как автопроизводителя, но и как целого холдинга. Поэтому в 2007 году компания провозгласила важную Декларацию своего развития, утвердив ключевую стратегию: Geely больше не будет конкурировать только за счет цены автомобилей, а вместо этого будет повышать технологичность, качество и собственную ценность бренда.
Слова оказались не пустыми обещаниями. За год до новой стратегии, в 2006-м, Geely приобрела долю в London Taxi International и получила возможность производить и продавать классические английские “кэбы” в Китае. Тогда еще никто не подозревал, что к 2012 году ситуация изменится, и Geely уже придется спасать London Taxi Company от банкротства, выкупая ее целиком. В результате именно китайские инвестиции и технологии возят пассажиров по Лондону до сих пор: кэбы LTC TX5 были разработаны уже под крылом холдинга из Поднебесной.
В 2007 году Geely пришла в Россию, причем тоже сходу сделала попытку закрепиться на рынке не просто как бренд, а как автопроизводитель. Седан Geely Otaka выглядел неказисто, а краш-тесты проходил… ну, скорее не проходил. Но при этом свою покупательскую аудиторию он получил – как было принято в те годы, сочетанием богатого оснащения и демократичной цены.
Расстроились ли китайцы из-за результатов краш-теста? Нет, ведь они были заняты развитием своих автомобилей и компании в целом. А в 2010 году свершилось самое известное для мира и значимое для Geely событие в истории компании: она приобрела у Ford 100% активов Volvo. Для Volvo это было не менее важным и не менее позитивным свершением. Ведь китайцы имели мудрость поступить со шведской маркой самым лучшим образом: не перекроить ее на свой лад и сделать китайской, а обеспечить ей инвестиции для развития и дать опытным инженерам и дизайнерам продолжать творить. Под крылом Geely бренд Volvo сохранил свой дух и идентичность, получив при этом возможность развиваться. Что получили в ответ китайцы, спросите вы? Опыт, технологии и перспективы развития с небывалой скоростью.
В 2013 году партнеры открывают в шведском Гетеборге центр по разработке с недвусмысленным названием China Euro Vehicle Technology – то есть, “Китайско-европейские автомобильные технологии”. Именно там стали разрабатывать совместные платформы, которые легли в основу новых автомобилей Geely и Volvo. Но и до появления первых машин на этих платформах Geely проделала огромную работу по развитию собственных технологий. Наглядным доказательством этого был Geely Emgrand, который стал первым автомобилем, разработанным и произведенным в Китае, с уровнем безопасности в 4 звезды из 5 по итогам краш-теста Euro NCAP. Только вдумайтесь: Geely HQ (первый автомобиль в истории компании), и Geely Emgrand, который достойно прошел самое строгое испытание по безопасности в Европе, разделяют всего 10 лет!
Неудивительно, что и автомобили собственной разработки Geely заняли достойное место на рынке уже в 2010-е годы. Например, одним из бестселлеров марки в России стал Geely Atlas, который ни по безопасности, ни по комфорту, ни по надежности уже не отличался от других автомобилей своего класса.
В 2017 году Geely сделала еще одно громкое приобретение: в список ее активов добавился Lotus. Британский бренд спорткаров стал еще одним “имиджевым” приобретением и одновременно ценным активом, который позволил Geely войти в новые сегменты рынка. А для самого Lotus, как и для Volvo, партнерство с китайским концерном стало спасением и способом выйти на новый виток своего развития. Ведь именно под крылом Geely появились и чистокровный спорткар Emira, и четырехдверное купе Emeya, и электрический спортивный кроссовер Eletre.
На самом деле, история Geely с 2010 года – это большой список важных приобретений для диверсификации бизнеса и выхода в новые для себя сферы деятельности. Просто оцените: в этом списке, например, есть малайзийский автопроизводитель Proton, американский стартап по созданию летающего автомобиля Terrafugia, банк Saxo Bank… А в 2017 году Ли Шуфу приобретает 9,7% акций Daimler AG и становится крупнейшим одиночным акционером немецкого концерна. Помните маленький Geely Haoqing из 1998 года с мордочкой в стиле Mercedes? Вот так мечты и цели трансформируются в реальность: спустя всего 19 лет доля самого Daimler, владеющего Mercedes, оказалась среди активов Geely.
Однако в 2010-х Ли Шуфу не только выкупал ценные активы, но и создавал их. В 2016 году был запущен GCV – бренд для коммерческих автомобилей. В том же году был учрежден бренд Lynk&Co, нацеленный на европейские рынки, а уже в 2017-м появилась его первая модель, лаконично названная 01. В 2019-м свет увидел бренд Geometry, созданный исключительно для разработки электромобилей. А взаимодействие с Daimler в том же году переросло в полноценное сотрудничество: компании договорились о совместной разработке новых моделей под брендом Smart.
К нынешнему моменту Geely обросла еще несколькими важными брендами и проектами. Например, компания вошла в союз не только с Daimler, но и с Renault, чтобы спасти и перезапустить кризисное корейское подразделение Renault Samsung. В числе собственных брендов появился Zeekr, выпускающий премиальные электромобили, Radar для производства электрических пикапов и внедорожников, а также Maple, Zhidou и Jidu. А список “спасенных” марок пополнил Livan – бывший Lifan, спасенный от банкротства.
Из скромного автопроизводителя Geely превратилась в огромный концерн с массой направлений: компания сотрудничает с оператором китайских скоростных поездов China Railways, IT-гигантом Baidu, разработчиком беспилотных машин Waymo, а в 2022 году собственное подразделение Geespace запустило первые 9 низкоорбитальных спутников! И даже если вести отсчет не от первого автомобиля, а от момента основания компании в 1986 году, для достижения такого ошеломительного успеха потребовалось менее 40 лет. Так что в следующий раз, увидев автомобиль с логотипом Geely, Volvo, Lotus или Zeekr, вы вспомните, какой невероятный прогресс компании за ним стоит.
4 нравится
Понравилась статья?
Расскажите своим друзьям!Последние статьи
Льготный кредит на автомобиль: все что нужно знать о госпрограмме на покупку авто в 2025 году
15 апреля 2025
Самые популярные: какие автомобили лидировали по продажам в 2024 году, и какие станут бестселлерами в 2025?
15 апреля 2025
Гибридные автомобили: какие бывают, как работают, чем отличаются и стоит ли их покупать
14 апреля 2025
Что такое каско, и как правильно выбрать такую страховку
11 апреля 2025
Geely: от холодильников и мопедов до глобального автоконцерна менее чем за 40 лет
8 апреля 2025

Полезная рассылка
Подпишитесь на рассылку и получйте свежие материалы из нашего журнала
Предложение дня
